В России стартовал проект по формированию единого информационного пространства в области государственного электронного документооборота, в рамках которого будет создана государственная информационная система обеспечения внутриведомственного и межведомственного документооборота и контроля исполнения поручений, в том числе с использованием облачных сервисов (ГИС ГосЭДО).
Соответствующее постановление опубликовано на сайте Правительства России.
Создание ГИС ГосЭДО – это центральный проект в масштабной программе цифровой трансформации государственного электронного документооборота, связанной с решением одной из задач стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утверждённой указом Президента. А именно – развития свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Актуальность и своевременность этого проекта хорошо ощущается именно сегодня, когда экстенсивная фаза цифровизации государственных органов в основном уже завершилась, открывая путь к следующей, интенсивной фазе. Если раньше цифровизация велась в основном за счёт создания независимых информационных систем там, где их ещё не было (лоскутная автоматизация), то сегодня она может выполняться в основном за счёт интеграции и развития существующих информационных систем.
Интеграция и развитие информационных систем в рамках одного ведомства –преимущественно техническая задача, так как вопросы о модернизации одних систем для обеспечения их совместимости с другими системами находятся в компетенции ведомства. Для эффективного решения таких задач применяют подход создания технологических платформ (в России это проект «ГосТех»). При наличии проработанной организационной архитектуры, технологическая платформа позволяет развивать информационные системы независимо друг от друга, сохраняя их технологическую совместимость.
Интеграция систем разных ведомств (а часто и разных сфер деятельности) – уже коммуникационная задача, потому что на первый план выходят вопросы разработки понятного языка (синхронизации систем понятий и представления данных, принятых в разных системах) и общих правил признания полномочий. Для решения этой задачи потребуется особенная «даталогическая» платформа, задающая базовые правила информационного взаимодействия.
Проще говоря, платформа – это комплекс готовых универсальных решений, закрывающих технологическую сложность цепочек создания новых систем. Так, чтобы изготовить стальную булавку, никто не станет сам добывать руду, выплавлять сталь, вытягивать проволоку. На рынке есть сотни предложений от поставщиков, выпускающих эту проволоку в соответствии с отраслевыми стандартами. Точно так же, при создании государственной информационной системы никто не разрабатывает компьютер, операционную систему или язык программирования. Стандартные технологические решения экономят время, которое лучше потратить на решение прикладной задачи.
Однако, именно такая картина возникает каждый раз, когда владелец ГИС или ведомственной информационной системы решает задачу интеграции данных. Он разрабатывает формат представления данных, структуру файлов передачи, технологические протоколы обмена, принципы обеспечения аутентичности. Разработанные таким образом правила интеграции оказываются разными для разных видов документов и данных – финансовых, медицинских, трудовых, таможенных, судебных…
Отсутствие стандартов в области информационного взаимодействия создаёт серьёзный барьер на пути к полноценной цифровизации. Для подключения к новому виду взаимодействия каждый раз необходимо внедрять уникальные, специально создаваемые ИТ-решения. Крупные федеральные и региональные органы власти, хорошо оснащённые технологически, успевают реагировать на появление новых правил и модифицировать ведомственные информационные системы. Однако, на муниципальном уровне и в бюджетных учреждениях всё ещё сохраняется преимущественное использование слабоструктурированных хранилищ данных и даже бумажных документов.
Единое информационное пространство создается для решения перечисленных проблем и снятия барьеров к цифровизации государственного электронного документооборота. Создание такого пространства означает выработку единой платформы в области документооборота – как даталогической (набор базовых правил), так и технологической (набор базовых сервисов), закрывающей все этапы жизненного цикла электронного документа.
Единое информационное пространство позволит решать вопросы не только для государственных органов. Появится возможность организовать информационное взаимодействие государственных организаций, граждан и бизнеса, например, в процессах, связанных с трудовыми отношениями, оказанием медицинских услуг или обращениями граждан. Всем участникам процессов будет доступен контроль выполнения поручений на всех уровнях исполнения в реальном времени.
В рамках программы уже выполняются проекты, направленные на создание новых технологических сервисов для работы с электронными документами и повышение уровня цифровой зрелости всех государственных органов:
- унификация правил организации информационного взаимодействия для обеспечения возможности подключения всех государственных органов к межведомственному электронному документообороту;
- создание облачного решения системы электронного документооборота (ГИС ТОР СЭД), обеспечивающего базовые операции делопроизводства в государственных и муниципальных ведомствах и организациях, не имеющих собственной СЭД;
- создание облачного решения централизованного хранения электронных документов (ГИС ЦХЭД), обеспечивающего долгосрочное архивное хранение и использование электронных документов, с сохранением их юридической значимости.
Создание ГИС ГосЭДО должно завершить процесс объединения всех сервисов государственного электронного документооборота в единую платформу. Для этого будут созданы следующие технологические решения:
- подсистема электронного документооборота для внутриведомственной автоматизации процессов государственного управления и обеспечения типового решения для автоматизации межведомственных процессов в Аппарате Правительства Российской Федерации, а также иных органах государственной власти (на добровольной основе);
- подсистема электронного обмена документами ДСП (с пометкой «Для служебного пользования») для автоматизации процессов обращения с электронными документами, содержащими информацию ограниченного распространения (на добровольной основе);
- подсистема координации процессов государственного управления для интеграции действий отдельных информационных систем в сквозные процессы государственного управления, мониторинга и управления их хода по единым правилам информационного взаимодействия;
- подсистема ведения нормативно-справочной информации в области государственного электронного документооборота для формирования и рассылки всем участникам структурированных форматов электронных документов и данных, а также регламентов их использования в ходе информационного взаимодействия.
Оператором ГИС ГосЭДО станет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Разработку новой системы ведет ФГАУ НИИ «Восход». Запуск системы планируется в 2024 году.
«ГИС ГосЭДО будет координировать работу ведомственных СЭД, а также наполнять государственной документооборот новыми полезными сервисами. В ходе проекта планируется внедрение единых организационно-технических принципов работы с ведомственными СЭД – создание единых правил работы, единых справочников, единых структурированных форматов документов, регламентов информационного взаимодействия, унифицированных подходов к организации межведомственных процессов. Такой подход упростит процесс межведомственного информационного взаимодействия, повысит скорость и качество государственных и муниципальных услуг», – прокомментировал исполняющий обязанности директора ФГАУ НИИ «Восход» Максим Рымар.
В едином информационном пространстве в первую очередь будет обеспечено взаимодействие государственных органов при работе с поручениями Аппарата Правительства Российской Федерации.
Кроме того, в связке с информационной системой «Нормотворчество», будет обеспечено межведомственное взаимодействие государственных органов при подготовке законопроектов в рамках законотворческой деятельности.